gadgetsonlineshop.ru - Деревни, сёла, посёлки Пермского края


Башкирская тюбетейка

Деревни, сёла, посёлки Пермского края по башкирская районам.

окружающая природа путешествия самостоятельно

 

 

Посёлок Всеволодо-Вильва

Всеволодо-Вильва

Всеволодо-Вильва – поселок, расположенный в Александровском районе Пермского края. В поселке проживает 2,8 тыс. человек.

Поселок появился в 1811 году при строительстве и  запуске Всеволодо-Вильвеньского железоделательного завода. Завод получил название в честь его основателя дворянина Всеволода Андреевича Всеволожского и реки Вильва, по которой в свое время происходила транспортировка металла.

В 1880 году Всеволожские продали свои земли Павлу Павловичу Демидову, который в течении пяти лет управлял заводами Всеволодо-Вильвы, после чего управляющим стал его сын, Елим Павлович, при котором производство приостановилось.

В 1890 году земли и завод приобрел Савва Морозов. Он переделал железноделательный завод в химический. При нем завод занимался переработкой древесины и производил древесный уголь, кетоновое мало, уксусный порошок, метиловый спирт и ацетон, необходимые для текстильных красителей и даже хлороформ. В западной России и за ее пределами продукция завода пользовалась огромным спросом.

Савва Морозов развивал и культурную жизнь поселка. Благодаря его усилиям, здесь появилась больница, училища при заводах и библиотеки. Во Всеволодо-Вильве под началом Морозова был организован самодеятельный театр. Здесь побывал по его приглашению великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

После смерти Саввы Морозова заводы перешли к его жене –  Зинаиде Григорьевне, а она заводы отдала в управление Борису Збарскому, а спустя время продала Вильгельму Марковичу Леви.

Благодаря Борису Збарскому во Всеволодо-Вильве в 1916 году побывал Борис Пастернак. Чтобы не участвовать в действиях Первой Мировой войны, молодой поэт был формально устроен на заводе.

Дом Пастернака

В доме, где Борис Пастернак прожил с января до июня 1916 года, сейчас работает музей «Дом Пастернака», филиал Пермского краевого музея.

Посёлок Яйва

посёлок Яйва

Достопримечательности Пермского краяЯйва – поселок в Александровском районе Пермского края. Яйва стоит на берегу одноименной реки.

Поселок был основан в 1930 году, когда сюда приехали на новое место жительства спецпереселенцы (раскулаченные крестьяне).

Они поселились недалеко от железнодорожной станции Яйва

Поселок был основан недалеко от железнодорожной станции Яйва. В 60-х годах была попытка переименовать поселок Яйва в город Маяковский, но эта попытка закончилась неудачно. В 30-е годы в Яйве создается лесопильный цех, который в дальнейшем перерос в домостроительное предприятие. В Яйве в период Великой Отечественной войны располагается эвакуационный госпиталь. В 1956 году началось строительство Яйвинской ГРЭС-16. 30 июня 1963 года заработали первые агрегаты ГРЭС, а к 16 сентября 1965 года  уже работал четвертый агрегат. Статус поселка городского типа Яйве был присвоен 12 мая 1948 года.

посёлок Яйва

Численность населения поселка Яйвы составляет около 11 тыс. человек.

В Яйве находится приют для детей и сирот, городская больница, две средние школы, музыкальная школа. Есть библиотека и дом культуры.

посёлок Яйва

Основу экономики поселка составляют Яйвинская ГРЭС-16, ООО”Яйва-лес”, Яйвинская птицефабрика, и другие предприятия.

Яйвинская ГРЭС является основным работодателем поселка Яйва.

Что интересного есть в Яйве?

К основным достопримечательностям поселка можно отнести памятник участникам Великой Отечественной Войны. И ещё интересный факт: культовый советский фильм «Девчата» снимали на лесосеках яйвинского леспромхоза. Леспромхоз был тогда одним из самых крупных, передовых в Советском Союзе, да и природа там великолепная, потому и выбрали его для съемок.

В местном краеведческом музее к 50-летию комедии устроили выставку: любовно собрали у местных сохранившиеся черно-белые снимки и прикрепили на стенд.

Перейти к списку населенных пунктов Пермского края по районам...

Село Барда

 

Село Барда

Барда – село в Пермском крае, административный центр Бардымского района. Это самое крупное село Пермского края. Население около 9 тыс. человек. Подавляющее большинство из них – башкиры и татары.  История Пермского края

История

Первое упоминание о селе относится к переписным книгам 1630-1631 гг., в которых упомянуты деревни Барда и Краснояр. В 1750 году в селе была построена первая мечеть, а в 1760 году при ней зарегистрирована первая мусульманская школа (медресе).

Барда всегда была крупным селом всей округи, в 1834 г. в ней уже проживало более 1 тыс. человек.

В середине ХIХ века при образовании Бардымской волости в составе Осинского уезда волостным центром стала село Краснояр. Так, по сведениям 1908 года, в Краснояре располагались волостное правление, земская станция и школа. Однако соседняя с ним Барда и тогда играла роль своеобразного центра округи. В Барде находился фельдшерский пункт, проходили по средам еженедельные базары и две однодневные ежегодные ярмарки 5 (18) сентября и 24 ноября (7 декабря).

В начале XX века в Барде уже имелось 528 дворов с 2600 жителями.

В 1924 году село Барда стало административным центром недавно созданного района.

Происхождение названия

Название Барда носит не только село, но и протекающая по окраине села река – приток Тулвы. А по самому селу бежит небольшая речка Казмашка. И эти две реки дали селу свои названия – Барда и Казмакты.

При этом официальное название Барда известно всем далеко за пределами района, а название Казмакты используют только местные жители – татары и башкиры. Если говорить о происхождении этих названий, то стоит упомянуть предание об уплывших гусях, вариантов которого существует несколько. Вот один из них: Пошла однажды женщина гусей мыть на реку, а гуси-то уплыли. Вот она бежит и кричит: «Казым акты, бар да, бар да» («Гуси уплыли, все, все»). Вот и назвали речку Казмакты, а село — Барда.

Это только предание. Топоним Барда на географической карте широко распространен: известен город в Азербайджане с этим именем, такое же название имеют несколько населенных пунктов на Украине, Алтае.

Топоним Барда может иметь свои корни и в славянских языках. В русских говорах широко распространено слово «барда».  Обычно так называется мутное питьё, поэтому существует версия, что это имя первоначально дали реке с мутной водой.

Река Барда и село Барда в Бардымском районе – не единственные в Пермском крае. Еще ещё одна река с таким названием – приток реки Сылвы – протекает в Кишертском районе, там же находится и русское село Спас-Барда.

Есть ещё гипотеза, что название села произошло от башкирского названия рыбы хариус – «бэрдэ». Так что окончательного ответа на вопрос, как же появилось название Барда, до сих пор нет.

У местных жителей особое отношение к гусю. Гусь в этих краях – символ чистоты, достатка и благополучия. Он присутствует и на гербе Бардымского района, и как обрядовое блюдо на свадебном столе.

 

Герб Бардымского района

Визитной карточкой Барды является проводимый поздней осенью обряд «гусиной помочи».

Пернатые важно разгуливают по улицам, уверенные в том, что из местных жителей никто не осмелится посягнуть на символ верности традициям своих предков.

В названии села ударение ставится на второй слог, в Пермском крае ходит шуточная поговорка: «Орда, Барда и Куеда – исконно русские города». Суть прикола состоит в том, что это СЁЛА в Пермском крае, а Барда и Куеда к тому же в основном населены татарами и башкирами.

И ещё непонятный мне прикол: на местных сайтах пишут: «Датой основания считается 1932 год, хотя в первые упоминается в 1740 году». Я долго думала над смыслом этой фразы и не поняла его. В википедии и путеводителе по Барде, изданном в 2009 году, первое упоминание датируется 1630-1631 гг., то есть более чем на сто лет раньше. А вот что за загадочная дата 1932 год, я нигде не нашла. Почему село, существующее уже более 300 лет, вдруг вновь было основано в 1932 году – непонятно. Складывается впечатление, что эта дата взята «от балды», или, в контексте этой ситуации, «от барды».

Как и в стародавние времена, главная гордость культурной жизни района — ежегодный праздник Барда зиен. На это торжество собираются несколько тысяч человек из деревень и сел Притулвья, а также со всего Пермского края из Татарстана, Башкортостана и других регионов России.

Барда-Зиен имеет свою историю. Традиционно праздник проводился в деревне Краснояр после окончания весенне-полевых работ 22 июня – в день летнего солнцестояния.

С образованием Бардымского района с райцентром в селе Барда, Барда-Зиен стал проводиться в селе Барда у рек Тулва и Барда. В настоящее время праздник проводится на майдане – специальной площади Барда-зиена. Именно здесь собираются тысячи людей, живущие не только в Притулвье, но и гости из республик Башкортостан и Татарстан.

Самое захватывающее зрелище праздника – конные скачки. Победители самого престижного на Барда-Зиене заезда конных скачек на 4 тыс. метров (дерби) получат приз, учрежденный губернатором.

Телефонный код села Барда: +7 34292

Почтовый индекс: 618150

Достопримечательности Барды

В центре села находится Бардымский районный центр культуры и досуга (ул. Ленина, 39). Именно здесь проводятся праздники и фестивали национальных культур. Культурную жизнь Барды невозможно представить без народного театра, который является одним из старейших сельских и национальных театров Пермского края. Первое выступление театра состоялось в 1918 году, в 1966-м театру присвоено звание «народный», а в 1994 году – «образцовый».

В стенах Бардымского центра культуры и досуга находится и Бардымский районный краеведческий музей, который начал работу в 1974 году. Это единственный районный музей, который достаточно полно представляет культуру тюркского населения края.

В экспозиции особый интерес представляют праздничные полотенца – тастымалы, богато украшенные узорным ткачеством. Полотенца удивляют не только техникой исполнения и разнообразием орнаментальных мотивов, но и многоцветием красок, цветовым колоритом. Контрастность в использовании цвета – одна из типичных черт декоративно-прикладного искусства башкир и татар. Бардымский музей особо гордится коллекцией тастымалов и других предметов узорного ткачества.

Недалеко от Дома культуры находится площадь Победы. Здесь установлена стела – памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. С советских времен на площади возвышается памятник В. И. Ленину.

Другой центральной улицей села является Советская. На этой улице находится главное административное здание Бардымского муниципального района. Напротив этого здания расположена Бардымская гимназия – первая и единственная сельская гимназия в Пермском крае. Бардымская гимназия была создана в 1993-1994 гг. В гимназии реализуется национально-региональный компонент, а система общего образования повышенного уровня строится в условиях двуязычия. В гимназии преподавание ведется на русском и татарском языках.

На южной окраине Барды поднимается одна из достопримечательностей села – Чугунная гора.

С горы открываются великолепный вид на окрестное село Краснояр, на реки Барду и Тулву. Именно Чугунная гора выбрана местом для строительства Бардымской соборной мечети, призванной стать архитектурным центром ландшафта.

 

Село Барда

Это самая высокая Соборная мечеть Пермского края.

На Чугунной горе находится комплекс зданий Бардымской центральной районной больницы, среди которых особо выделяются здания красного кирпича, построенные в начале ХХ в. для земской больницы: главное здание больницы, здание амбулатории и дом врача. Больница в 1912 году имела стационар на 8 коек, в ней работал один врач. При больнице имелась небольшая аптека. Более ста лет здания служат по своему прямому назначению.

В Барде соседствуют традиционная сельская архитектура, деревянные дома с резными наличниками и двускатными крышами и современные кирпичные многоэтажные здания. За последнее время в Барде появляются новые улицы и целые микрорайоны.

На центральных улицах многочисленные современные магазины. На бардымском рынке можно наблюдать такую картину: мирно лежат ягнята в ожидании своих новых хозяев, не умолкая, пищат гусята и утята, а рядом можно приобрести суперсовременную электронную технику.

Село Барда

 

 

Село Барда

Барда – село контрастов, в котором прошлое и настоящее мирно уживаются, создавая неповторимый колорит.

Село Краснояр I

История ПермиСело Краснояр I находится в Бардымском районе Пермского края. Центр Красноярского сельского поселения. Расположено на берегу реки Тулва, левом притоке р. Кама. Впервые в письменных источниках упоминается с 1730-х гг. Первоначально это была деревня.

Предполагают, что название села произошло от того, что оно находится на высоком берегу реки Тулва, сложенном из красной глины.

Местное наименование села – Арзян-аул. Жители Краснояра – башкиры, представители племени Гайна. В начале XX века здесь функционировало кожевенное предприятие Д. И. Аланапова. Тогда жителей было значительно больше. С 27 февраля 1924 по 4 ноября 1926 года село Краснояр I являлось центром Красноярского района Сарапульского округа с населением 43,8 тыс. человек, большую часть которого составляли башкиры. Затем центр района перенесли в Барду, появился Бардымский район.

На противоположном берегу р. Тулвы расположено с. Краснояр II.

Достопримечательности села Краснояр I

Комплекс исторических зданий Бардымской волости Осинского уезда расположен в центре села, с правой и левой стороны асфальтовой дороги, соединяющей Барду с деревнями района.

Здесь можно увидеть здания бывшего волостного правления и земской школы, построенные из красного кирпича в начале ХХ века. Особо орнаментированы фасады, призванные подчеркнуть значимость этих зданий, возведенных среди деревянных крестьянских изб. Арочные окна волостного правления придают ему особую торжественность.

Среди других достопримечательностей Краснояра:

  • памятник жертвам гражданской войны;
  • археологический памятник – селище Краснояр III;
  • ботанический памятник природы Красноярская гора, где представлены заросли орешника (лещины) и фрагменты разнотравной степи.

Село Березники

Березники – село в Бардымском районе Пермского края, административный центр Березниковского сельского поселения. Расположено на юге Пермского края на реке Чириз, левом притоке реки Тулва, впадающей в Каму, в 5 км севернее районного центра –  села Барда. Население свыше 500 человек.

Его название связывают с березовыми рощами, которые окружали деревню во времена ее первых жителей. Поселение известно с 1734–1736 гг. как башкирская деревня Канаул (правильное местное название – Каен-Авыл: каен – береза, авыл – деревня).

Это небольшое селение имеет два музея.  С сентября 1983 года в селе существует колхозный музей. Это настоящая гордость бардымцев. Его ещё называют музей тюбетейки.

Село славится своими мастерами по шитью и украшению тюбетеек.  В музее собрана одна из лучших коллекций тюбетеек. Среди них - работы местных мастериц за последние полвека.

И хотя головной убор с таким названием известен у многих народов мира, такого, как местная  тюбетейка, нет нигде. Знаменитая бардымская тюбетейка имеет особую форму: невысокий околыш и полусферический верх, выполненный из четырех клиньев. Тюбетейки богато украшены вышивкой нитями и бисером.  Мастерицы вышивали по черному плюшу или бархату, реже использовали плюш и бархат темно-синего и бордового цветов. Саму вышивку отличают контрастность и полихромность, стилизованный растительный орнамент. Традиция изготовления тюбетеек сохраняется в селе и сегодня, так что гости могут не только приобрести тюбетейку, но и попросить изготовить на заказ, с учетом всех пожеланий покупателя. Бардымскую тюбетейку можно приобрести также в нескольких магазинах села.

Не менее интересен музей в школе села Березники. Его экспозиция рассказывает об истории школы. Мемориальная часть экспозиции –  коллекция семьи Имашевых, подарившей миру композитора М. Имашева. Здесь представлены предметы интерьера начала ХХ в., уникальные образцы традиционного костюма и быта, собраны воспоминания и книги.

Село Березники и его окрестности известны своими родниками. От старых жителей можно услышать рассказ о тринадцати родниках. В одном из них – роднике Биамбика — вода считается целебной и не замерзает даже в суровые зимние морозы.

Село Елпачиха

Елпачиха — село в Бардымском районе Пермского края. Находится примерно в 18 км к северу от центра села Барда. Административный центр Елпачихинского сельского поселения.

Население более тысячи человек (примерно 1300 чел.,  2010 год, переппись).

Село расположено на речках Малая Амзя и Елпачиха, левых притоках реки Тулва, впадающей в Каму.

Исторический очерк:

Первое упоминание о селе Елпачиха мы встречаем в переписных книгах 1630–1631 гг. Первоначально – деревня Ельпакова (предполагают, что в основе названия татарское прозвище Ялпак, что в переводе означает «сплющенный, сплюснутый, плоский»). А у местных жителей, башкиров, своё название села – Удик.

Во второй половине ХIХ века село – центр Елпачихинской волости Осинского уезда. И сегодня можно увидеть в селе здание Елпачихинского волостного правления постройки 1908-1912 гг. из красного кирпича. Это один из немногих сохранившихся исторических памятников села.

Долгое время Елпачиха была центром кантонного управления, в этом селе находилась квартира кантонного начальника.

(Кантон в данном случае – военный округ). Башкиры по реформе 1798 года были приравнены к казачьему сословию, их основной обязанностью была военная служба. Башкиры несли службу вместе с оренбургскими и уральскими казаками на Оренбургской пограничной линии. Оружие, снаряжение, съестные припасы выступающему на службу на собственные средства собирала вся община. Такая система воинской повинности башкир просуществовала до 1860-х гг.

Сегодня об истории и культуре села рассказывают экспонаты школьного музея и музея истории колхоза (открыт в январе 1983 года).

Достопримечательности Елпачихи:

  • памятник жертвам гражданской войны;
  • здание Елпачихинского волостного правления (1908 – 1912 гг.);
  • археологические памятники – селища Елпачиха I, III и III (IV в. до н.э. – V в. н.э., ананьинская и гляденовская культура).

Кудаш

Численность населения в ПермиКудаш — деревня в Бардымском районе Пермского края. Численность населения около двухсот человек. Входит в состав Березниковского сельского поселения.

Находится примерно в 13 км к северо-западу от центра села Барда.

По бардымским меркам это достаточно молодое селение, основанное в 1832 году жителями близлежащих сел и деревень. Считается, что первыми жителями деревни были три брата, по именам которых названы местные родники — чишмә:

  • Керлем чишмә,
  • Марат чишмә,
  • Шәмсәй чишмә.

Но история кудашевской земли началась задолго до основания деревни. Она уходит своими корнями в глубокую древность. На территории и в окрестностях деревни находятся самые известные археологические памятники района:

  • Кудашевский могильник,
  • Кудашевское городище,
  • Кудашевское селище.

Они датируются ранним железным веком (IV–V вв.).

Если заглянуть в Кудаш в летние месяцы, то можно увидеть, как проходят археологические раскопки, как ученые открывают тайны

истории, какие секреты хранит кудашевская земля.

Материалы раскопок в Кудаше не раз демонстрировались на выставках в краеведческом музее села Барда, в деревне Кудаш. Среди экспонатов найденные археологами предметы вооружения – мечи, шлемы, кольчуги, а также предметы быта, женские украшения, праздничная конская упряжь. В настоящее время администрация района и археологи Удмуртского университета работают над созданием археологического музея в деревне Кудаш, филиала Бардымского районного краеведческого музея.

Бичурино

Бичурино –  село в Бардымском районе Пермского края. Село расположено на реке Барда, левом притоке Тулвы, впадающей в реку Кама. Село находится примерно в 13 км к юго-западу от центра села Барда. Административный центр Бичуринского сельского поселения.

По результатам переписи 2010 года численность населения составила 1373 человек.

Поселение в письменных источниках упоминается с 1648 года.

Первоначально – башкирская деревня Бичюрина. Название производят от тюркского личного имени Бичура, которое в переводе означает «домовой». Однако местные жители называют Бичурино по-иному – Озын-Ялан – «долгое поле, долгий луг».

Первоначально селение находилось на реке Глубокая, левом притоке Тулвы. В апреле 1774 года за активное участие сельчан в Пугачевском восстании Бичурино было сожжено правительственными войсками, но вскоре восстановлено. Жители села в 1803 году были изгнаны помещиками Голицыными, так как эти земли принадлежали им по праву наследования. К 1816 году они основали и заселили уже деревню Ново-Бичурина (на месте её старого расположения в начале XIX века появилась русская деревня Бичурино, ныне это территория Осинского района).

В селе находится школьный исторческий музей, созданный к 80-лению школы в 1998 году учителем-краеведом В. М. Асляшевой.

Село известно своими народными традициями. Здесь производят самые знаменитые и лучшие пимокаты Бардымского района.

Здесь изготавливают не только валенки, но и тюни – короткую валяную обувь для дома.

Из достопримечательностей в Бичурино здание почты (вторая половина XIX в.) и дом хазрата (вторая половина XIX в.).

 

Печмень

центр Пермского краяПечмень – село в Бардымском районе Пермского края. Село расположено на реке Печменка, левом притоке Тулвы, на самой южной окраине Бардымского района, на границе с соседними Чернушинским и Уинским районами. Находится примерно в 29 км к юго-востоку от центра села Барда. Административный центр Печменского сельского поселения.

Численность населения по результатам переписи 2010 года составила 440 человек, в том числе 216 мужчин и 224 женщины.

Село Печмень основано на землях башкир-гайнинцев Сарашевской волости во второй половине ХIХ века. О селе Печмень впервые упоминается  в Отчете Осинской уездной управы в 1882 году. Тогда это был русский починок Печмень. Село основали пришлые люди: «оханы» и «чердаки»  – выходцы из Оханского и Чердынского уездов Пермской губернии, «вятские» — из различных уездов Вятской губернии. В 1898 году село Печмень уже было крупным поселением и имело 96 крестьянских дворов. В связи со строительством православной церкви починок приобрел статус села, а с 1904 г. становится важным административным центром вновь созданной Печменской (Печменевской) волости Осинского уезда. В селе Печмень, по сведениям 1908 года, находились православная церковь, церковно-приходская школа, волостное правление. Шумел по понедельникам еженедельный базар, а в Троицкую пятницу и 5 ноября проходили однодневные торжки.

Свято-Троицкая церковь построена в 1890 году прихожанами. В 1938 году закрыта и отдана под клуб.

В церковно-приходской школе в 1894 - 1895 годах  обучались 31 мальчик и 3 девочки.

В 20-е гг. XX века Печмень предполагалось сделать центром района, в который должны были войти окрестные, населенные русскими селения, однако для этого не набралось достаточного числа жителей.

Сегодня Печмень остается по-прежнему одним из больших русских сел Бардымского района. До настоящего времени в центре села стоит деревянная Свято-Троицкая церковь, однако храм сильно разрушен и не подлежит восстановлению. В 1990-е гг. в самом селе открыт молитвенный дом, а на горе между селом Печмень и деревней Асюл построена каменная церковь в древнерусском стиле.

Печмень

Сараши

Сараши – село в Бардымском районе Пермского края. Село стоит на реке Сарашке, левом притоке реки Тулва, впадающей в Каму. Административный центр Сарашевского сельского поселения. По результатам переписи 2010 года численность населения составила 1446 человек.

История села Сараши

Поселение известно с 1696 года.

В народных преданиях есть несколько версий о происхождении названия села. Одна легенда гласит, что первые жители варили сары аш – «желтый суп».

По другим преданиям, название села произошло от имени бабушки Сары, которая когда-то первой поселилась в этих местах.

Деревень Сарашево было две, они располагались на обоих берегах реки Сарашка, но административно подчинялись разным юртам, входящим в разные военные округа – кантоны.

В 1834 году в первой деревне было 574, во второй — 660 башкир. В обеих деревнях при каждой мечети были школы. Обе деревни по X ревизии 1859 года учтены уже вместе, в них было 266 дворов, где проживало 772 мужчины и 667 женщин.

Во второй половине ХIХ века село было волостным центром Сарашевской волости, здесь собирались большие базары, а летом проводился большой праздник округи — Сараш зиен.

В центре села сохранились несколько старых зданий второй половины ХIХ – начала ХХ в., которые напоминают о том периоде истории.

В Сарашах есть памятник участникам Великой Отечественной войны.

В Доме культуры, можно провести время, слушая прекрасную татарскую музыку. Богатая и самобытная культура татар и башкир

села представлена в школьном этнографическом музее. Здесь можно познакомиться с традициями ткачества, посидеть за старинным ткацким станом, увидеть орудия кулеткацкого промысла, традиционного рыболовства и охоты.

Ислам является главной и единственной религией сарашинцев, ввиду их национальной принадлежности. В селе расположена мечеть.

Близ села Сараши на реке Тулва находятся два ботанических памятника природы: Дубовая гора (Сарашевская дубрава) и Сарашевский сосново-дубовый лес.

Султанай

 

Западное ПриуральеСултанай –  село в Бардымском районе Пермского края, расположено на реке Тулве. Название произошло от башкирского имени Солтанай. Входит в состав Сарашевского сельского поселения. Находится примерно в 15 км к юго-востоку от центра села Барда.

По результатам переписи 2010 года численность населения составила 411 человек.

Султанай – родина  Мансуров Мухаммадгата. Это известный религиозный и общественный деятель, просветитель, ишан, предприниматель и меценат. Императором Николаем II ему был пожалован титул генерала. Происходит из башкирского княжеского рода.

Село Султанай известно с 1738 года как деревня Салтанаева.

Здесь в середине XIX века при поддержке Мухамматгата хазрат Мансурова была открыта медресе, в которой учился Зиннатула – дедушка поэта Габдуллы Тукая.

В 1897 году была открыта светская школа-медресе, где преподавали гуманитарные и естественные науки.

В школе Султаная в 1983 году был открыт историко-краеведческий музей, где хранятся старинные книги на татарском и арабском языках, материалы по истории деревни.

С 1992 года школа находится в новом кирпичном здании.

Танып

Танып — село в Бардымском районе Пермского края, расположено на берегу одноименной реки.  Находится примерно в 23 км к юго-востоку от районного центра села Барда. Входит в состав Сарашевского сельского поселения.

По результатам переписи 2010 года численность населения составила 560 человек.

Село Танып – одно из самых старых в округе. Впервые оно упоминается в 1666 году как «деревня Еремей, что ныне Танып». Первыми здесь поселились татары-тептяри. Они перебрались сюда из-под Казани, спасаясь от насильственного крещения.

В XIX веке село считалось одним из религиозных центров всей округи. Здесь было две мечети и широко известное медресе (школа) Хаерзамана-хазрата Нурмухаметова. Даже из северных районов нынешнего Башкортостана приезжали учиться в Танып. Медресе закрыли в 1918-м году.

Склеп-мавзолей

До наших дней сохранился склеп-мавзолей XIX века, где был похоронен один из мусульманских священнослужителей – имамов.

Перейти к списку населенных пунктов Пермского края по районам...

Село Берёзовка

Село Берёзовка

Площадь ПермиБерёзовка – село в южной части Пермского края, на берегу одноименной реки. Административный центр Берёзовского района. Село Березовка находится в 135 км от Перми и в 34 км от города Кунгур. Кроме реки Берёзовки, на которой построена дамба, образующая большой пруд, через село протекает река Шаква и ещё несколько маленьких малозаметных рек. Все они входят в Сылвенский бассейн. Через село проходит региональная трасса Кунгур – Соликамск.

Население около 8 тыс. человек.

 

История села Берёзовка

Поселение на этом месте первоначально называлось Вознесенский острожек. Впервые он упоминается в документах под 1652 годом. В поселении находилась деревянная церковь в честь Вознесения Господня, отсюда и пошло название Вознесенский острожек. В острожке селили каторжников преимущественно из Архангельской и Вологодской губерний. Острожек вырос, стал селом, и в 1800 году село было переименовано в Вознесенское.

Вот, взятое из исторической книги священника П. Пономарева, описание села:
«Площадь села и его окрестностей представляет низменное, почти болотное пространство, довольно однообразное, чуждое каких-либо красот природа. Речка при селе ничтожная с названием Березовка, в полуверсте протекает река Шаква».
На протяжении многих лет славилось село Вознесенское большими ярмарками, торгами. Главными из них были три ярмарки – Вознесенская – в день Вознесения, Васильевская, проходившая 1 января и Ильинская (20 июля). Ильинская считалась самой значительной.

Существует запись о Вознесенском от 1837 года следующего содержания: «Село это старинное. По переписи 1734 года в нем уже значилось 60 дворов и 435 жителей. А ныне дворов в этом селе очень много, в том числе немало больших и хороших, а еженедельные торжки значительнее, чем в ином уездном городе и значительнее многих сельских ярмарок. В центре села площадь, на ней и вели купцы торговлю сеном, валенками, хлебом и т. д.»

В селе в XIX веке была построена каменная Вознесенская церковь, сохранившаяся и поныне.

Из документов, хранящихся в местном храме, мы узнаем, что в Берёзовке в конце XIX века в 70 из 700 дворов проживали старообрядцы, которые относились к поморскому и часовенному согласию.

В начале ХХ века по неизвестным причинам село переименовали в Берёзовое, при Советской власти в Усть-Берёзовку, затем в Берёзовку. Последнее название связано с названием протекающей по селу речки Берёзовка.

Через село проходил Гороблагодатский тракт, так что оно вплоть до ХХ века было транзитным путем в Сибирь. Значительную часть населения села составляли осевшие здесь заключенные и их потомки. По Гороблагодатскому тракту через село следовал в Сибирь и из Сибири разный люд: шли здесь и крестьяне, и купцы, ну а самым именитым гостем села был сын Александра II, великий князь Владимир Александрович, который останавливался в селе, чтобы сменить лошадей. В селе к 1917 году сложился многочисленный класс зажиточных крестьян, которые поддержали белое движение. В Берёзовке с ноября 1918 по июнь 1919 находились белогвардейские войска. После революции Березовка оставалась крупным торговым селом. В 1923 году на заседании комиссии по районированию Кунгурского округа Березовка отмечалась как крупный торговый пункт.

В Берёзовке в первой половине XX века было построено предприятие по переработке картофеля, которое работало особенно активно в годы Великой Отечественной войны. Картофель тогда стал основным продуктом, который село поставляло на фронт.

В 1982 году в районе села было начато строительство газокомпрессорных станций, что дало очередной толчок развития села и района в целом.

Сейчас в селе основные виды экономической деятельности –  сельское хозяйство, газовая и пищевая промышленность.

 

Достопримечательности Березовки

Основной достопримечательностью села Березовка является церковь в честь Вознесения Господня. Каменный храм, так украшающий село, уже третий. Первой была деревянная церковь, построенная в конце XVII - начале ХVIII вв. В 1774 году построена вторая деревянная церковь.

Село Берёзовка

Каменный храм основан в 1811 году. Существует легенда, что на месте будущего храма произошло явление Божьей Матери, что и стало указанием к строительству. Место это было болотистое, для возведения церкви не пригодное. Канавы стали кругом копать, осушать место. Храм был построен. Изначально он находился на окраине, на краю поля, постепенно вокруг стали строить дома, и в настоящее время Вознесенский храм уже расположен в самом центре села по соседству с органами местного самоуправления. Первоначально в церкви существовал только один престол в честь Вознесения Господня, но с течением времени были возведены два придела, и престолы освящены в честь Василия Великого и Илии Пророка. В храме особо чтимой святыней была икона Покрова Божьей Матери, написанная после покушения на Императора Александра II. При Вознесенской церкви существовала церковно-приходская школа.

Церковь была закрыта в 1936 году,  духовенство храма репрессировано, в 1937 году настоятель Павел Духонин и ещё один священник были расстреляны. В церкви разместился дом культуры. В 1992 году Вознесенский храм  был передан Пермской епархии РПЦ.  К приходу храма Вознесения Господня приписаны ещё три церкви в деревнях Березовского района, не имеющие постоянного священника. В 2012 году в храме была завершена реставрация настенной иконной росписи. При храме действует богадельня и воскресная школа для детей.

В Березовке действует краеведческий музей.

Село Берёзовка фото

Село Берёзовка

 

Село Берёзовка

 

Монумент скорбящей матери

 

Монумент скорбящей матери

 

Татьянин сквер

 

Село Берёзовка

 

 

Асово

Асово – село на реке Асовка, левом притоке Барды, впадающей в Сылву. Центр Асовского сельского поселения Березовского района Пермского края. Население около тысячи человек. Второе по численности населения  село после Берёзовки.

 

История села Асово

Село Асово

Когда сюда пришли первые жители, и когда возникло село - таких сведений не сохранилось. Известно только, что асовский край заселялся позднее березовского.

Село Асово

Поселение первоначально называлось деревня Ософ, и под таким именем впервые с 1747 года упоминается в письменных источниках.   Название это деревня получила по реке, которая  в 1623-1624 гг. была известна как Осов, а с  1625 года как Асов. Такое название произошло от тюркского слова асау «горькая, солоноватая» (в этих местах существуют соляные источники).

Пока в этом поселении не было церкви, прихожане относились к церкви села Таз. Указом святого Синода  от 31 августа 1832 года было разрешено в Асове построить церковь.

Селом стало в 1833 г., когда здесь была заложена каменная Свято-Троицкая церковь. В прошлом это было село Асовское.

В 1823 году в Асове было основано лесопильное предприятие, действовавшее до 1917 года; последним его владельцем был Г. И. Комиссаров.

В 1833-1836 гг. в самом селе, в Асовской волости и других окрестных волостях вспыхнули волнения крестьян, напуганных сообщением о передаче их в удельное ведомство, что означало потерю личной свободы.  Эти волнения в мае-июле 1836 года вылились в вооруженное выступление, которым руководил штаб повстанцев во главе с В. М. Сухановым.

Асово являлось центром Асовской волости Кунгурского уезда.

Достопримечательности села Асово

Районы Пермского краяДостопримечательностями села Асово являются памятники жертвам гражданской войны и участникам Великой Отечественной войны.

Село Асово

Интересно здание действующей Свято-Троицкой церкви (1833-1844 гг.).  Большая кирпичная церковь построена в стиле позднего классицизма. Состоит из перекрытого купольной кровлей трехсветного четверика, обширной трапезной и шатровой колокольни в псевдорусском стиле, сооруженной в конце XIX - начале ХХ вв. Закрыта в 1936, в 1992 возвращена верующим.

Таз Русский

Таз Русский – село в Берёзовском районе Пермского края. Первое упоминание о селе Таз Русский относится к 1693  году, значит ему свыше трехсот лет. Когда-то село было центром  волости. В 1701 году в селе уже существовала деревянная церковь.

Её сменил ещё один деревянный храм. В 1810 году заложена каменная церковь Иоанна Предтечи. Строительство велось 15 лет, и в 1825 году храм был полностью завершен.

Село Русский Таз

Кирпичная церковь Иоанна Предтечи построена в формах классицизма.  Двусветный невысокий четверик перекрыт купольной кровлей с люкарнами и главкой, с запада к четверику примыкают двухпридельная трапезная и колокольня эклектичной архитектуры, вероятно, перестроенная в конце XIX века.

Село Русский Таз

В советское время, в 1939 году, храм Иоанна Предтечи был закрыт. Здесь разместился зерносклад.  Потом в здании церкви в разное время размещались учреждения культуры и коррекционная школа.

Осенью 2008 церковь Иоанна Предтечи возвращена верующим.

Сосновка

Сосновка – село в Берёзовском районе Пермского края. Население – чуть более 200 человек. Этот небольшой населенный пункт интересен тем, что здесь находится действующая каменная церковь Рождества Христова, построенная в конце XIX века.

Первой в Сосновке была деревянная церковь,  построенная и освященная в 1838 году. Со временем она обветшала и стала тесной. Поэтому в 1881 году был заложен каменный храм. Строилась церковь 11 лет, и была освящена в 1892 году.

Сосновка

Кирпичная церковь выполнена в формах эклектики. К основному объему, увенчанному ротондой под куполом, примыкает небольшая трапезная, которая соединяет основной четверик храма с  трехъярусной колокольней. Христорождественская церковь в 1938 году была закрыта, большей частью  использовалась как клуб. Только в 1943-1945 гг. в ней находился зерносклад. В 2009 году церковь Рождества Христова в селе Сосновка была возвращена верующим.

Сосновка

Достопримечательностью села является постамент  "Трактор", который находится в центре села. Местные жители называют его «Железный конь». Это один из четырех тракторов, которые поступили первыми в Березовский район  в мае 1932 года и были направлены в колхоз «Рассвет». Марка трактора СТЗ (Сталинградский тракторный завод).

Сосновка

В день сорокалетия Великой Октябрьской Социалистической революции в Сосновке была открыта стела, посвященная первому исполкому Сосновского волостного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, зверски убитому  в 1919 году белогвардейцами

Перейти к списку населенных пунктов Пермского края по районам...

Село Большая Соснова

Монастыри УгличаБольшая Соснова – cело в Пермском крае. Расстояние до Перми — 134 км. Село стоит на реке Соснова,  правом притоке реки Сива, впадающей в Каму, административный центр Большесосновского муниципального района. Население села составляет примерно четыре с половиной тысячи человек.

Село Большая Соснова появилось в восемнадцатом веке в результате слияния нескольких поселков – Околоток, Подкукуй, Подгорица и Курмыш. В исторических документах первое упоминание о селе относится к 1716 году. В 1762 году оно именовалось «село Васильевское, Соснова тож». В XVIII веке село являлось почтовой станцией Сибирского тракта. В девятнадцатом веке это было Сосновское село. Оно стало районным центром в 1924 году.

В 1927 году в селе Большая Соснова появился льнообделочный пункт, который позже вырос до льнозавода.

 

Достопримечательности села  Большая Соснова

Васильевская церковь

Село Большая Соснова

Церковь Святого Василия была заложена в 1822 году взамен деревянной, существовавшей на этом месте уже в 1763 году. Построена в 1834 г. на средства прихожан. Кирпичная трёхпрестольная церковь построена в стиле классицизма. На это указывают и объемное решение,  и детали в духе классицизма: фронтоны, рустовка, тосканский портик, антаблемент.

Село Большая Соснова

При этом в плане это сооружение стиля барокко. Трехлепестковая конфигурация в плане, своеобразный по композиции храм. Закрыт в 1930-х, в стенах храма разместился клуб. Церковь возвращена верующим в 1990-х, освящена как Владимирская.

В 30-е годы прошлого века над церковью Святого Василия возвышалась трехъярусная звонница со шпилем, престолы украшали купола, а перед входом стояла белокаменная арка.

 

Дом купца Лимонова

Село Большая Соснова

Особняк купца  Лимонова построен в начале XX века. Он представляет из себя прямоугольное в плане одноэтажное кирпичное здание. Главный фасад особняка симметричен, его центр подчеркнут аттиком сложной формы. Карниз оформлен городчатым фризом. Окна с сегментным завершением обрамлены кирпичными наличниками. Образец жилой архитектуры начала XX века. Дом купца Лимонова фиксирует красную линию исторической застройки села. Он входит в список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области местного значения.

 

Часовня-памятник в честь проезда императора Александра I

Село Большая Соснова

Через Большую Соснову в 1824 году проезжал император Александр I. В центре села в честь этого события построена часовня-памятник. Она представляет из себя восьмигранник в плане с узкими диагональными гранями. Все фасады симметричны, завершены треугольными фронтами, окна с сегментным завершением, крыша шатровая, углы фланкированы гладкими лопатками. Часовня-памятник занесена в список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области местного значения. Образец культовой архитектуры первой половины XIX века.

К основным достопримечательностям Большой Сосновы принадлежат:

  • усадьба Лисициных,
  • дом купца Лобашева,
  • памятники жертвам гражданской войны и участникам Великой Отечественной войны,
  • березовая роща у центральной районной больницы.

Село Большая Соснова фото

Село Большая Соснова

 

Село Большая Соснова

 

Село Большая Соснова

 

Полозово

Музеи УгличаПолозово – село, расположенное на берегах реки Кызылка, близ её слияния с рекой Сива, в Большесосновском районе Пермского края. Первые сведения о деревне Полозово относятся к 1748 году. Селом стало в 1860-х гг. Административный центр Полозовского сельского поселения. Население около 400 человек.

Полозово

В 1891-1898 гг. в Полозове была сооружена кирпичная церковь Святого Князя Владимира. Князь Владимир прославился Крещением Руси. По всей Руси после кончины князя, в память его, строили храмы. Один такой храм был сооружен в селе Полозово. Архитектура церкви близка к образцовым проектам. Пятиглавый четверик со срезанными углами, с примыкающими к нему небольшой трапезной и колокольней. Церковь Святого Князя Владимира была закрыта в 1926 году. Начали восстанавливать храм в 1995 году.

В настоящее время по праздникам в храме проходят службы.

Деревня Зачерная

Деревня Зачерная находится в Большесосновском районе Пермского края. Входит в состав Черновского сельского поселения.

По документам, деревня Зачерная известна с 1787 года.

В 1941 году большинство зачерновских мужиков пошли добровольцами защищать Родину от фашизма. Многие не вернулись домой. В 1947 году, когда с фронта ждать стало некого, жители деревни  решили посадить березовый сад в честь погибших родственников, знакомых, друзей.

Сад огородили. В центре посаженного сада была вымощена площадка из досок. Следили строго, чтобы деревца не погибли. Периодически подсаживали новые. На площадке были сделаны скамьи, стол.

И сейчас березовый сад в деревне Заречная радует людей.  В Черновском сельском поселении это пока что единственный красивый березовый парк.

Лягушино

Воскресенский монастырьЛягушино – деревня в Большесосновском муниципальном районе Пермского края, входит в состав Черновского сельского поселения.

Существует легенда, согласно которой первым жителем деревни Лягушино был стрелец, при правлении Петра 1сосланный в эти края. Якобы был он очень высоким, долговязым, нескладным и относился к типу людей, которых в то время называли «лягушами». От его прозвища и произошло название деревни.

На рубеже Х1Х – ХХ веков деревня Лягушино была одной из крупнейших в Черновской волости. К середине ХХ века в деревне насчитывалось более 100 крестьянских дворов. Увядание Лягушино началось после 60-х годов ХХ века.

Как и сто лет назад, над деревней возвышается часовня в честь явления Тихвинской иконы Божьей Матери. Часовня является действующей, а вблизи часовни бьет родник, который жители называли «Крестик».

Причину появления этой часовни объясняет легенда, согласно которой около 100 лет назад на этом месте кто-то из жителей Лягушино обнаружил икону Тихвинской Божьей Матери. Икону отнесли в церковь села Черновское. Однако, спустя несколько дней икона вновь оказалась на этом месте, и вскоре здесь забил родник. Это событие жители решили отметить строительством часовни. В начале ХХ века на пожертвования прихожан была выстроена деревянная часовня, которая названа в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. А жители деревни быстро заметили лечебные свойства воды в роднике. После её употребления улучшалось пищеварение (проходила изжога, тяжесть в желудке), быстрее заживали обмытые ею раны, воспаленные глаза.  А поскольку родник расположен рядом с часовней, воду стали называть святой. За водой стали приезжать люди из окрестных деревень.

Ежегодно 9-го июля около деревенской часовни собираются сотни людей. Здесь священники проводят молебен в честь иконы Тихвинской Божьей Матери, а затем торжественное шествие совершается к «Кресту», маленькому роднику, воду которого считают святой.

Тараканово

Тараканово – деревня в Большесосновском муниципальном районе Пермского края. Через деревню проходил знаменитый Сибирский тракт, по которому в ссылку шли "политические".

В свое время Тараканово посетили императоры Александр I и Александр II. В деревне даже в честь приезда Александра I построили небольшую часовню.

Главная гордость деревни – святой источник Серафима Саровского.

Тараканово

Вода в источнике считалась целебной, и каждый случай исцеления молва разносила широко окрест. Существует предание, согласно которому раньше на этом родничке людям не однажды являлась икона Божьей матери.

Родник назван в честь в народе особо почитаемого Преподобного чудотворца Серафима Саровского, отмечаемого православной церковью  1 августа.

По свидетельству стариков, в начале XIX века здесь обосновался небольшой женский монастырь.  Была построена  двухэтажная деревянная часовня.  Источник находился внутри часовни, там стояли деревянные лавки. Люди приходили и приезжали к источнику издалека, поэтому могли сначала отдохнуть с дороги у источника, а затем приступить к молитве.

Монастырь был разрушен после 1917 года, паломничества запрещены. Старожилы утверждают, что святой источник неоднократно пытались засыпать, однако вновь и вновь родник пробивался наружу к людям.

Каждый год 1 августа христиане идут на поклон к источнику, среди них немало людей немощных, больных, в инвалидных колясках.  Источник Серафима Саровского, стал сейчас местом паломничества не только верующих из Большой Сосновы, но и Перми, Уральского, Частых, Нытвы, Майского.

Тойкино

 

Тойкино – село в Большесосновском районе Пермского края, центр Тойкинского сельского поселения.  Расположено на реке Потка, правом притоке реки Черная, впадающей в свою очередь в реку Сива (приток Камы). В Тойкино проживает около пятисот человек.

История села Тойкино

Поселение на этом месте основано в 1715 году. Существует предание, что впервые сюда приехал человек по прозванию Тойко (по другой версии Туйка). Он первым поселился здесь и построил себе хозяйство.  Так появилось Тойкино.

Первоначально обозначалось так: «деревня Тойкино на пустоши на вотяцкой селидьбе». Был Тойка или нет, неизвестно, а известно достоверно, что деревню основали на землях удмуртов русские ясашные крестьяне (они платили ясак). В 1832 году, когда здесь была построена Богородицкая церковь, деревня получила статус села.

Тойкино

Церковь эта существует до сих пор. Правда, есть информация, что её ныне существующее здание было возведено в 1908 году.

Тойкино

 

Тойкино

В селе Богородицкую церковь называют «старая церковь». В 1935 году она была закрыта.

В трех километрах от села Тойкино, на склоне холма, обрамленного у подножия ручьем, находился монастырь.  Монастырь основали старообрядцы, бежавшие от реформ Никона. Тойкинский монастырь существовал до начала XX века, постепенно приходя в упадок, последние обитатели покинули его во время Гражданской войны.

В годы Гражданской войны в окрестностях села велись интенсивные боевые действия. Об этих событиях хранят память вырытые во время боев окопы, теперь уже сильно заросшие.

До 1924 года село Тойкино являлось центром Тойкинской волости Сарапульского уезда Вятской губернии и до января 2006 года центром Тойкинского сельского совета.  До ноября 1959 года Тойкино входило в состав Черновского района.

Знаменательной датой для села Тойкино был 1922 год.  В июле этого года для работы в «Тойкинский» совхоз прибыла колонна из 21 трактора американского «Общества друзей советской России». Это очень интересный эпизод в истории Пермского края. Колонну возглавлял Гарольд Вэр.  Это были первые трактора на Урале.  Прибывший отряд разместили в кельях пустующего монастыря.

В Тойкино отряд начал распашку целины. Совхоз был «запущен», в течение многих лет земля не обрабатывалась. На местных жителей произвели ошеломляющее впечатление и трактора, которых они раньше никогда не видели, и сами американские гости. Массы крестьян приходили сюда, за десятки верст, посмотреть на работу машин.

Помощь американцев была как нельзя кстати: в окрестных селах мужчин почти не было, большинство не вернулись с фронтов империалистической или гражданской войн, оставшиеся жители не имели физических средств обрабатывать свой собственный надел.

По воспоминаниям старожилов села Тойкино, со всеми кто приходил к ним, американцы были приветливы, старались накормить обедом голодных людей. Недавно закончилась гражданская война, у многих людей не было куска хлеба.

За все время работы в Тойкино, американцы вспахали и засеяли 1400 га. Уехавшие глубокой осенью 1922 года, они оставили в совхозе трактора и засеянные рожью поля.

У тойкинцев и жителей окрестных деревень, общавшихся с американцами, остались о них самые светлые воспоминания.

В 1929 году бывшие монастырские земли были отданы первому организованному в Большксосновском районе коллективному хозяйству — коммуне «Заря». В 1935 году коммуна «Заря» была реорганизована в колхоз «Заря». Рядом с бывшим монастырем образовалась деревенька, которая тоже стала называться Заря.

В связи с реформами Н. С. Хрущева деревня Заря  наряду с десятками других деревень в районе была объявлена неперспективной, и в 1960-1970 гг. её покинули все жители. Дома, а также стены монастыря, разобрали и перевезли в соседние населенные пункты. Всё, что после этого осталось, постепенно разрушилось.

Тойкино

В 2010 году в Тойкино была построена деревянная старообрядческая церковь. Этот храм был назван в честь «святаго и славнаго пророка Илии фезвитянина». Ильинскую церковь жители села Тойкино называют «новая церковь».

Черновское

Церкви УгличаЧерновское – село на реке Сива, правом притоке реки Кама, с населением более 2 тыс. человек. Расположено на территории Большесосновского района Пермского края, центр Черновского сельского поселения.

История села Черновское

Поселение на этом месте известно с 1713 года.  Первоначально оно называлось «починок на реке Сиве». В 1716 г. уже фигурирует в документах как село Ильинское (названо так по построенной в селе церкви Ильи Пророка), в 1719 году уже называется  «Ильинское, Черное тож». Современное наименование Черновское получило по протекающей здесь реке Черная, правому притоку реки Сивы. Село было центром Черновской волости Оханского уезда. В годы уже советской власти оно являлось центром Черновского района в течение двух периодов:

  • 27 февраля 1924 – 10 июня 1931 гг.;
  • 25 января 1935 – 4 ноября 1959 гг.

После того, как Черновский район был упразднен, до января 2006 года – центр Черновского сельского совета.

С 1932 по 1962 гг. здесь работал льнозавод, в 1950-х гг. – маслозавод.  В 1960 году в Черновском основан сыродельный завод. Сейчас экономика села представлена рядом небольших сельскохозяйственных и  строительных предприятий.

Достопримечательности села Черновское

Дом купца Горохова

Дом купца Горохова – одноэтажное с цокольным этажом кирпичное здание, построенное в 1903 году.

Черновское

В этом доме жил когда-то самый богатый молодой купец Николай Горохов. Длинный фасад их был асимметричен. У дома было много всяких построек. Окна с сегментным завершением обрамлены кирпичными наличниками. Здание является архитектурной доминантой квартала, фиксирует красную линию исторической застройки села Черновское.

Образец жилой архитектуры начала XX века. Дом купца Горохова внесен в список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области местного значения.

Памятниками архитектуры конца XIX - началаXX века являются также дом купца Кашкарова и купеческие склады.

7 ноября 1920 года в селе установлен памятник жертвам гражданской войны.

Рядом с селом – археологические памятники – селища Черновское I, II, III (железный век).

Перейти к списку населенных пунктов Пермского края по районам...



Источник: http://www.veter-stranstvii.ru/derevni-permskogo-kraja.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Ближайшие фестивали Дети России

Башкирская тюбетейка Восточный любовный гороскоп - Junona. org
Башкирская тюбетейка Замена ремня грм на приоре 16 клапанов, замена
Башкирская тюбетейка Игра для девочек: Кукольный домик Эвер Афтер Хай
Башкирская тюбетейка Идеи вашего дома: Поделки для сада и двора
Башкирская тюбетейка Идеи для дома, подарков и безделушек своими руками
Интернет-магазин детских товаров Как сделать 3d модель интерьера ванной комнаты Клуб Любителей ИКЕА : Главная Конспекты планов Оценка процессов системы менеджмента качества Подушка "губы" своими руками. Обсуждение на LiveInternet - Российский Пошаговая инструкция по обшивке фронтона сайдингом Профессиональная косметика для лица в Санкт-Петербурге Велиния